Interview International review Expert opinion

Reminiscences With Tam David-West

Source: Al Jazeera.

This material belongs to: Daily Trust.

What specifically was government’s accusation against you?

What he claimed was that a company that was owing Nigeria $157m paid me $100m out of the money and that I forfeited $57m. This is absolutely not true. It is true the company was owing $157m during the Shagari administration and Buhari knew about it. We investigated them and they ran away when we invited them to come to negotiate in Nigeria. Some of the people who knew about the deal are still alive. My Public Relations Officer then, Mr Ikigwe, who is now a king in the Southeast knew about it, as well as many others.

I was able to get $100m from them, which was paid into government’s coffers. Those people were afraid to come to Nigeria believing that if they came, we would arrest them and put them in jail. When I went to Buhari that if we wanted to get anything from them, we would have to promise that we wouldn’t do anything to them, and Buhari agreed. They were to balance us $57m but they never did. We paid the $100m to the  Nigerian government.

The agreement between the company and the federal government was to give them their share of the $157m. Babangida did not know this because the agreement was done during Shagari’s time. They took us to court in New Jersey, USA, and I went there and won the case and they were asked to pay another $10m to Nigeria.

Babangida is a wicked man for sending me to jail despite my sincerity with the federal government. If Babangida was a thorough person, such a thing couldn’t have happened. If he had taken his time to ask Buhari what happened about that money, Buhari could have told him the whole story. The company we are talking about was financing the political party Shagari belonged to then, the National Party of Nigeria. But we could not allow them to be stealing our oil and cheating the system with their dubious company.

What would I do with money? For you to know that I was a selfless Minister, the Concord newspaper wrote an editorial to praise me. My hands are absolutely clean. A general once told me that whenever the issue of the cup of tea and wrist watch comes up, I should reply that it is the most terrible thing anybody could do to a fellow human being. Now, what wrist watch in the world could cost $57m then? Babangida is wicked. I leave him to God.

Do you still have documents to back up your claims?

Yes, I have documents on how the NNPC accounted for money during my time as Minister. It is in my book coming out soon.

For how long were you imprisoned?

He put me in Kirikiri Prison for six days and in Barma Prison for nine months, and I eventually won the case.

How did you win the case?

I won at the Supreme Court, headed by Justice Coker, who said in their judgment, “There is no iota of corruption in this man.” If Babangida hadn’t done that to me, would I have been given such a commendation?

In the immediate past administration, we saw and have been hearing of how the then Oil Minister looted millions of dollars. But me, I challenge every Nigerian today, including Babangida, to come out and prove that Tam David-West was, or even is, corrupt. Obasanjo bought a wrist watch for me, one for the same Babangida and one for the late Sani Abacha. Has Babangida forgotten? So Babangida needs to clear his conscience.

Though I have forgiven him, I will continue to be annoyed with him. My children and friends are also annoyed with Babangida because of what he did to our name. You cannot place a price tag on a name. People that are corrupt use to see others as corrupt. I am not corrupt and I can never be corrupted. Buhari may not be 100 per cent perfect but when it comes to governance, he has my support. He is trustworthy, corruption-free, hardworking and very serious.

Do you still have access to President Buhari?

Yes I do. Whenever we meet in Abuja, we are always alone in the room. We talk in very high confidentiality.

How did you tackle corruption in the ministries you headed?

There was no room for indiscipline and corruption at that time. Except Nigeria tackles corruption, we cannot go forward. I am not being self-righteous but I think any government that fails to fight corruption as we did is a failed government. Any government who cannot manage the oil sector in Nigeria is a failed government. Corruption is not easy to curb in the NNPC because it is a very large sector of the economy.

I was always at my office when I was a Minister. I would go to the office seven times a week. I used to arrive in my office latest 7.20am.

Did you have any issue with Babangida before he overthrew Buhari’s government?

Yes. He might not remember but I keep records. When he deployed me to the Ministry of Steel and Mines, he thought he was punishing me but he was blessing me. I visited Ajaokuta Steel and it was a fantastic place. They wanted to use the project to get more funds from government but I said, ‘no, I cannot be part of it.’

I wrote in their Visitor’s book that I would not ask for more money for Ajaokuta from the government. Babangida had in one of our executive council meetings said that if we had any contract that was up to N20m, we shouldn’t bring it to the council meeting. He said we should discuss it across the table, to which I said, ‘Never, all contracts must be discussed at the council meetings. It is Nigeria’s money not any individual’s’.

He may have other reasons for which he wanted to punish me but these are what I suspected as reasons. I have documented what he did and I don’t want to embarrass him by publishing them, but one day they may find their way into a book. What Babangida did to me is very sad. Barma Prison for nine months? Terrible place! Even Amnesty international said, ‘Nigeria’s Oil Minister has been jailed without doing any evil.’

If you would be an objective analyst rather than a friend of the president, how would you assess the Buhari government?

I will be talking about Nigeria and not as his friend. I am not happy about the economic situation in the country. There is a lot of suffering in the land. The sufferings are not caused by Buhari; it is as a result of bad management before he assumed office as President. Now that he has come to power, he needs to change the abnormality because government is a continuous business.

We have to tell our leaders when they are doing wrong things. Many state governors cannot pay salaries now and this is because there were free hand-outs to everybody during Jonathan Goodluck’s time. We have heard the story of a former Group Managing Director of the NNPC who buried hundreds of dollars in his compound. Nobody can try that with Buhari. People in government take advantage when they see that the leadership is weak. If they know that the leadership is the serious type, they won’t try such nonsense. Those that worked with Babangida and Jonathan can get away with corruption. They knew that their leaders were also corrupt.

Buhari needs to work more to ensure that the economy improves. I am not happy with the economic situation. How can I be happy when many states cannot pay the salaries of their workers? The governors also need to check themselves. How did they use the bailout money that was given to them?

What do you see as the greatest impediments to a successful Buhari administration?

Even before his wife cried out, I had already cried out that some of the people working with him would ruin him. That some of his aides are corrupt does not mean that Buhari is corrupt, but I want to advise him again that when corrupt people have been identified, they must be punished. He should kick such persons out completely.

How can the government stop ethnic agitation in the country?

To me, the way to stop it is not by resorting to arms. We should find a forum for dialogue. The agitators cannot all be mad. They must have reasons for their agitations. Government shouldn’t see them as enemies. It should call them together and dialogue with them. It should call their elders in different communities, with their boys, and talk to them. What we have at stake is Nigeria, which we don’t have to allow our personal agitation to destroy.

When I was Minister of Petroleum, I told the Niger Delta militants that I knew what their problems were and I felt the pain with them. But I also cautioned them that we cannot resolve it by blowing up oil installations, because once they blow up the oil installations, there won’t be money again. So, the only way to deal with agitation is through dialogue and sincerity of purpose. Unfortunately some leaders are fuelling the agitation because they are gaining from it.

What do you think government should do with the 2014 confab report? 

They are making too much noise about it; there is nothing particular about that document, nothing in that document that has not been said before now. We don’t need any confab again. All the President has to do is to set up a committee of trusted people. Let them go to the archives and bring all the recommendations that have been made for Nigeria to move forward and work on them.

My grouse about the last confab they are talking about is the huge resources that were wasted on it. How can you say you want to do something for Nigeria and you are collecting millions of naira? That alone disqualified them all in that confab. I was among the 50 people that drafted the 1979 Constitution and we were not paid a kobo. In fact, the people at that last confab should be ashamed of themselves. How can you be paid millions to talk about your country? We even heard they grumbled about the food they were served, saying it was not big enough.

So, there is nothing special about that document that had not been said before now. We like glamorisation in Nigeria. They are talking about implementation of that report as if it is enough to solve our problems in Nigeria. Our problems can only be solved when we are serious. We are not serious yet.

As a former Minister of Petroleum Resources, what is your opinion on the Petroleum Industry Bill?

If they pass it, most of the oil companies will leave Nigeria. The first time they introduced that bill, a friend send a draft to me. The first heading had 40 words as title and it was rambling all over. I said a bill that has 40 words cannot be a serious bill. I was actually doing a write-up on it before I put it aside.

If you look at it carefully, there are certain policies that are directed to favour certain individuals. The bill gives the Minister of Petroleum so many powers.

The oil companies will need to pay more taxes. We have the Petroleum Institute in Efunrum in Delta State which has not been properly funded and the bill is proposing another one in Kaduna. This is not good for us as a nation.

What are your thoughts on restructuring?

That is another thing Nigerians has blown out of proportion. If you ask 10 Nigerians about restructuring, they will give you different definitions. Some people are confused on the issue of restructuring and devolution of power.

I believe in restructuring because what you have today may change in the next 10 years, and that means you need to look for a way to adjust it again. Even God restructured. The theory of organic evolution by Darwin is a good example of God restructuring. God created certain animals in a particular time on earth and when the climate changed, they could not survive again and He then chased them away and brought other animals that can survive. That is restructuring by God. God who created us restructured, so who are we not to restructure?

But my grouse with restructuring is that most of the advocates are dishonest. We need to see unity in diversity, as propounded by Tafawa Balewa. Nigeria is a great nation. God has a reason for bringing us together. Let us sit together and channel a way out of our current situation. Of course, there are some selfish politicians who hide under advocacy for separation and for their evil gains. Some people are even of the opinion that certain parts of the country are a parasite. But, in truth, no part of the country is a parasite.

Is there hope for Nigeria? 

There is hope for Nigeria. But hope never comes by accident; we will have to work towards it. If we are expecting hope to fall like manna, we are wasting our time. We must identify what we want, agree on it and work towards it as a nation.

Интервью Международное обозрение Мнение эксперта

Нигерийский министр: “Наш президент неидеален, но свободен от коррупции”

Source: Al Jazeera.

Восьмидесятиоднолетний профессор Там Дэвид-Уэст (Tam David-West) служил министром при двух военных диктаторах Нигерии: в 1984-1985 годах Министром Нефти (Minister of Petroleum Resources) при генерале Мохаммаду Бухари (Muhammadu Buhari) и в 1986 году Министром Горнодобывающей Промышленности, Энергетики и Стали (Mines, Power and Steel) при генерале Ибрагиме Бабангиде (Ibrahim Babangida). Международный Антикоррупционный Портал публикует заключительную часть интервью Дэвида-Уэста.

Вирусолог, который по-прежнему живет в квартире в академгородке Ибаданского университета (University of Ibadan), вспоминает о своих мучениях на службе у Бабангиды, а также о восстановлении страны после военных конфликтов и о своей надежде на светлое будущее в Нигерии.

В чем именно были обвинения в ваш адрес со стороны правительства?

Он (Бабангида) утверждал, что компания, которая была должна Нигерии $157 млн, заплатила мне $100 млн из этих денег и что я потерял $57 млн. Это совершенно не соответствует действительности. Это правда, что компания задолжала $157 млн при правлении администрации Шагари, и Бухари знал об этом. Мы расследовали их деятельность, и они сбежали, когда мы пригласили их приехать на переговоры в Нигерию. Некоторые из тех, кто знал об этой сделке, до сих пор живы. Тогда моим офицером по связям с общественностью был господин Икигве (Ikigwe), который сейчас является королем Юго-востока, он знал об этом, как и многие другие.

Мне удалось получить от них $100 млн, которые были переведены в государственную казну. Те люди боялись приезжать в Нигерию, будучи уверенными в том, что, если они приедут, мы их арестуем и бросим в тюрьму. Когда я пошел к Бухари, чтобы сказать, что, если мы хотим хоть что-то получить от них, нам придется пообещать им, что мы с ними ничего не сделаем, Бухари согласился. Они должны были перевести нам $57 млн, но так этого и не сделали. Мы заплатили $100 млн нигерийскому правительству.

Договоренность между компанией и федеральным правительством была в том, чтобы отдать им их долю в $157 млн. Бабангида не знал этого, потому что соглашение было заключено во время правления Шагари. Они подали на нас в суд в Нью-Джерси, США, и я поехал туда и выиграл дело, и их обязали выплатить Нигерии еще $10 млн.

Бабангида – злобный человек, потому что бросил меня в тюрьму, несмотря на мою искренность по отношению к федеральному правительству. Если бы Бабангида был проницательным человеком, такого никогда бы не произошло. Если бы он потратил время на то, чтобы спросить Бухари, что произошло с теми деньгами, Бухари мог бы рассказать ему всю историю целиком. Компания, о которой мы говорим, финансировала политическую партию Шагари, Национальную Партию Нигерии (National Party of Nigeria), поэтому он им принадлежал. Однако, мы не могли позволить им воровать нашу нефть и обманывать систему при помощи их сомнительной фирмы.

Что бы я сделал с деньгами? Чтобы вы знали, что я – бескорыстный министр, газета Concord написала обо мне хвалебную редакционную колонку. Мои руки абсолютно чисты. Генерал как-то сказал мне, что каждый раз, когда кто-то поднимает тему чашки чая и наручных часов, я должен отвечать, что это – самая ужасная вещь, которую человек может сделать своему ближнему. Теперь, какие наручные часы на Земле могут стоить $57 млн, а? Бабангида – злобный человек. Я оставляю его на волю Божью.

У вас все еще имеются документы, подтверждающие ваши заявления?

Да, у меня есть документы о том, как Нигерийская Национальная Нефтяная Корпорация (NNPC) отчитывалась за денежные траты во время моей министерской службы. Это будет в моей книге, которая скоро выйдет.

Как долго вы пробыли в заключении?

Он отправил меня в тюрьму Кирикири (Kirikiri Prison) на шесть дней и в тюрьму Барма (Barma Prison) – на девять месяцев, но в итоге я выиграл дело.

Как вы выиграли дело?

Я выиграл в Верховном Суде под председательством судьи Кокера (Justice Coker), который сказал, вынося вердикт, следующее: “В этом человеке коррупции нет ни на йоту”. Если бы Бабангида не сделал этого со мной, получил бы я такую положительную характеристику?

В непосредственной администрации мы видели и слышали о том, как тогдашний министр нефти разворовал миллионы долларов. Но я, я сегодня бросаю вызов каждому нигерийцу, включая Бабангиду, выйти и доказать, что Там Дэвид-Уэст был или даже является коррупционером. Обасанджо купил мне наручные часы, такие же подарил тому же Бабангиде и еще одни – покойному Сани Абаче (Sani Abacha). Бабангида забыл? Поэтому Бабангиде нужно очистить свою совесть.

Несмотря на то, что я его простил, я продолжу его раздражать, а он – меня. Мои дети и мои друзья тоже бесятся от Бабангиды, из-за того, что он сделал с нашим родом. Вы не можете деньгами измерять честь рода. Люди, которые коррумпированы, как правило, видят в других коррупционеров. Я не коррумпирован, и я никогда не смогу быть коррумпирован. Бухари, может, и неидеален на 100%, но когда дело касается государственного правления, я отдаю ему свой голос. Он заслуживает доверия, свободен от коррупции, трудолюбив и очень серьезен.

Есть ли у вас по-прежнему доступ к президенту Бухари?

Да, есть. Каждый раз, когда мы встречаемся в Абудже, мы всегда одни в комнате. Мы говорим в режиме строжайшей конфиденциальности.

Как вы боролись с коррупцией в министерствах, которые возглавляли?

Тогда там не было места недисциплинированности и коррупции. Пока Нигерия не победит коррупцию, мы не можем двигаться вперед. Я не пытаюсь самоутвердиться в своей правоте, но я думаю, что любое правительство, которое не может побороть коррупцию, как мы когда-то смогли, – провальное правительство. Любое правительство, которое не может управлять нефтяным сектором Нигерии – провальное правительство. Нелегко справиться с коррупцией в NNPC, потому что это – очень большой экономический сектор.

Когда я был министром, я постоянно находился в приемной. Я ходил на работу семь дней в неделю. Я приезжал в офис, самое позднее, в 7:20 утра.

Были ли у вас проблемы с Бабангидой до того, как он свергнул правительство Бухари?

Да. Он может этого не помнить, но у меня все записано. Когда он распределил меня в Министерство Стали и Горной Добычи (Ministry of Steel and Mines), он думал, что наказывает меня, но он меня облагодетельствовал. Я посетил компанию Ajaokuta Steel, и это было фантастическое место. Они хотели использовать проект, чтобы увеличить государственное финансирование, но я сказал: “Нет, я не могу в этом участвовать”.

Я написал в их “Книге посетителей”, что я не попрошу у правительства дать Ajaokuta больше денег. В ходе одного из наших собраний исполнительного совета Бабангида заявил, что, если у нас был контракт на сумму до 20 млн нигерийских найр ($55 633), то мы не должны приносить его на собрание совета. Он добавил, что мы должны обсудить это предложение в ходе круглого стола, на что я ответил: “Никогда, все контракты должны обсуждаться на встречах совета. Это – деньги Нигерии, а не какого-то человека”.

Возможно, у него есть другие причины, по которым он хотел меня наказать, но вышесказанное, – то, что, я подозреваю, стало основанием [для наказания]. Запротоколировал то, что он сделал, и я не хочу унижать его публикацией этих фактов, но однажды они могут тем или иным образом просочиться на страницы книги. То, что Бабангида сделал со мной, – очень печально. Девять месяцев в тюрьме Барма? Ужасное место! Даже Эмнести Интернэшнл (Amnesty International) заявила: “Нигерийский министр нефти заключен под стражу, хотя не сделал ничего плохого”.

Если бы вы были объективным аналитиком, а не другом президента, как бы вы оценили правительство Бухари?

Я бы рассказал о Нигерии, и не как его друг. Я не доволен экономической ситуацией в стране. Эта земля видит множество страданий. Бухари не является инициатором этих страданий, они стали результатом плохого управления, происходившего до его прихода к власти в качестве президента. Теперь, когда он пришел к власти, он должен вернуть все в нормальное состояние, потому что правительство – это постоянная работа.

Мы должны говорить нашим лидерам, что они совершают неправомерные поступки. Сейчас многие губернаторы штатов не могут выплатить зарплаты, и причина этого в том, что при правлении Гудлака Эбеле Джонатана (Jonathan Goodluck) всем раздавали деньги просто так. Мы слышали историю о бывшем управляющем директоре группы в NNPC, который закопал на своем участке сотни тысяч долларов. Никто не может себе такого позволить с Бухари. Люди в правительстве начинают использовать служебное положение, когда они видят слабость руководства. Если они знают, что руководство – серьезное, они даже не станут пробовать заниматься подобными глупостями. Те, кто работали с Бабангидой и Джонатаном, могли безнаказанно заниматься коррупцией. Они знали, что их лидеры тоже были коррумпированными.

Бухари нужно многое сделать для того, чтобы обеспечить восстановление экономики. Я не доволен экономической ситуацией. Как я могу быть доволен, когда многие штаты не в состоянии выплачивать зарплаты своим рабочим? Губернаторы тоже должны проводить внутренние проверки. Как они воспользовались деньгами для выкупа, которые были им переданы?

В чем вы видите главные препятствия на пути успешного правления администрации Бухари?

Даже до того, как об этом вскричала его жена, я уже успел вскричать о том, что некоторые из тех, кто с ним работает, погубят его. Что некоторые из его помощников – коррумпированы, не означает, что сам Бухари – коррумпирован, но я хочу снова посоветовать ему, что когда коррупционеры будут идентифицированы, они должны быть наказаны. Он должен полностью избавиться от подобных людей.

Как правительство может остановить рост этнического напряжения в стране?

По мне, единственный способ остановить это – не браться за оружие. Мы должны найти площадку для дискуссии. Все агитаторы не могут быть сумасшедшими. У них должны быть причины для занятия агитацией. Правительство не должно видеть в них врагов. Оно должно призвать их собраться и начать с ними диалог. Оно должно призвать их старейшин из различных сообществ, их парней и поговорить с ними. На кону – Нигерия, которая не может быть уничтожена в угоду нашим личным обидам.

Когда я был министром нефти, я сказал боевикам из Дельты Нигера (Niger Delta militants), что я знаю о природе их проблем и я чувствую их боль. Однако, я также предупредил их, что мы не можем разобраться с этим, взрывая нефтяные скважины, потому что как только они взорвут нефтяные скважины, денег снова не будет. Поэтому, единственными способами разобраться с агитацией являются диалог и искренность целей. К сожалению, некоторые лидеры только подогревают агитационные настроения, потому что они на этом наживаются.

Что, на ваш взгляд, должно сделать правительство по поводу рекомендательного отчета 2014 года?

Они устроили бурю в стакане из этого; нет ничего примечательного в этом документе, ничего такого, чего не было сказано до этого момента. Нам не нужно никаких новых рекомендаций. Все, что должен сделать президент – создать комитет из тех, кому он доверяет. Позволить им пойти в архивы и принести все рекомендации, которые были сделаны для развития Нигерии, и начать по ним работу.

Мое недовольство последним отчетом в том, что они говорят об огромных ресурсах, затраченных на его создание. Как вы можете говорить, что хотите сделать что-то для Нигерии, если вы собираете миллионы найр? Одно это дисквалифицирует их всех, согласно их собственному отчету. Я был среди тех 50 человек, которые писали черновой вариант Конституции 1979 года (1979 Constitution), и нам не заплатили и кобо (цента). Вообще-то, людям, писавшим последний рекомендательный отчет, должно быть стыдно. Как вы можете получать миллионы за то, что говорите о своей стране? Мы даже слышали, что они жаловались на качество еды, которую им подавали, утверждая, что порции были слишком маленькими.

Поэтому, в том документе нет ничего особенного, чего не было сказано ранее. Мы в Нигерии любим гламуризацию. Они говорят о внедрении того отчета, как будто этого достаточно для решение всех наших проблем в Нигерии. Наши проблемы могут быть решены только тогда, когда мы начнем серьезно к ним относиться. Пока мы ко всему относимся несерьезно.

Как бывший министр нефтяных ресурсов, что вы думаете о Билле о Нефтяной Промышленности (Petroleum Industry Bill)?

Если они его примут, большинство нефтяных компаний покинут Нигерию. Когда они впервые представили этот законопроект, мой друг прислал мне черновой вариант. Первое глава имела заголовок из 40 слов, которые были совершенно не связаны друг с другом. Я сказал, что билль, название которого насчитывает 40 слов, не может быть серьезным законопроектом. Вообще-то я собирался написать на него рецензию, но потом отложил это дело.

Если вы внимательно его прочтете, то там есть определенные инициативы, которые направлены на оказание особой поддержки определенным людям. Этот проект наделяет министра нефти таким количеством полномочий.

Нефтяным компаниям придется платить больше налогов. У нас есть Институт Нефти (Petroleum Institute) в Эфунруме (Efunrum) в штате Дельта (Delta State), который не получал соответствующего финансирования, а билль предполагает создание еще одного в Кадуне (Kaduna) в штате Кадуна. Нам, как нации, это не сулит ничего хорошего.

Что вы думаете о реструктуризации?

Что это еще одна муха, из которой нигерийцы сделали слона. Если вы проведете опрос 10 нигерийцев о реструктуризации, они дадут вам абсолютно разные определения понятия. Некоторые люди сбиты с толку вопросом реструктуризации и деволюции (передачи) власти.

Я верю в реструктуризацию, потому что то, что вы имеете сегодня, может измениться за последующие 10 лет, и это означает, что вам необходимо найти способ вновь все поправить. Даже Бог занимался реструктуризацией. Теория Дарвина об эволюции организмов является хорошим примером Божьей реструктуризации. Бог создал определенных животных в конкретный временной период, и когда изменился климат, они не смогли выжить, и Он тогда прогнал их и привел других животных, которые смогли выжить. Вот вам реструктуризация по Богу. Бог, который создал нас, занимался реструктуризацией, так кто мы такие, чтобы не заниматься реструктуризацией?

Но мои претензии к реструктуризации состоят в том, что большинство ее сторонников – бесчестные. Мы должны видеть единство в различии, как завещал Абубакар Тафава Балева (Tafawa Balewa). Нигерия – великая страна. У Бога есть основания свести нас вместе. Так давайте соберемся и придумаем выход из сложившейся ситуации. Конечно же, есть некоторые эгоистичные политики, которые прячутся за поддержкой сепаратизма и собственных незаконно добытых богатств. Некоторые люди даже считают, что некоторые части страны являются паразитами. Однако, по правде говоря, ни одна часть страны не является паразитом.

Есть ли Нигерии на что надеяться? 

Нигерии есть на что надеяться. Однако, надежда никогда не приходит случайно; мы должны работать ради ее появления. Если мы ожидаем, что надежда свалится на нас, как манна небесная, то мы зря теряем время. Мы должны определить, чего мы хотим, согласиться с этим и всей страной работать над достижением этого.

Источник: Daily Trust.